rbatrans.ru

Информационный портал о водном транспорте

Меню


М51
М53
М55
«Байкал»
М51, М53, М55 в сети российских федеральных дорог
Страны  Россия
 Казахстан
Часть дороги Европейский маршрут E 30
Азиатский маршрут AH6
Статус федеральная
Владелец государственная
Управляется Росавтодор
Начало Челябинск
Через Курган
Ишим
Омск
Новосибирск
Кемерово
Красноярск
Иркутск
Улан-Удэ
Конец Чита
Дорожное покрытие асфальтобетон, гравий
Трасса «Байкал». Участок Красноярск-Иркутск. Район Тайшета.
Трасса «Байкал» в районе Красноярска

Федеральная автомобильная дорога М51, М53, М55 «Байка́л» — автомобильная дорога федерального значения. Входит в состав азиатского маршрута AH6. Часть дороги от Челябинска до Омска относится также к европейскому маршруту E 30. Часть дороги М51 проходит по территории Казахстана, которую можно миновать по объездной через Ишим.

Содержание

Маршрут

М51 Челябинск — Курган — Ишим — Омск — Новосибирск

  • Протяженность: 1528 км
  • Дорога на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 м.
  • Средняя температура января изменяется по трассе от -14°С до -20°С.
  • Опасными для движения являются участки: с крутым спуском (234 км),
  • с крутыми поворотами (790 км, 871 км, 890 км, 956 км),
  • с ограниченной видимостью (15 км, 234 км, 890 км).
  • Дорога пересекает значительные реки: Тобол,Иртыш, Ишим.
  • Все мосты имеют грузоподъемность 60-80 т.
  • Данные сервисного обслуживания:
  • Пункты мед помощи: 859, 904, 942(1), 1316(3), 1399(3), 1415(6).
  • Посты ГАИ: 27, 95, 126, 171, 207, 295, 396, 443, 763, 812, 832, 997.
  • Расстояния до объектов даны в км от начала дороги.
  • Пункты питания расположены на трассе в среднем через 100-125 км.
  • Через Северный обход г. Новосибирска автодорога переходит в М53, на протяжении 27км от поста ДПС на Северном обходе г. Новосибирска до п. Сокур - четыре полосы ( по две полосы в каждую сторону с разделением потоков, действует с 10 ноября 2011г).
  • Дорога проходит по территории Челябинской, Курганской, Омской и Новосибирской области (часть дороги (190 км) по территории Казахстана)[1].

М53 Новосибирск — (Томск —) Кемерово — Красноярск — Иркутск

  • Протяженность: 1860 км
  • Проходит по территории Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского края.
  • Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.
  • Вначале трасса дороги проходит в условиях равнинной местности.
  • Климат континентальный с жарким летом и умеренно суровой малоснежной зимой.


  • Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:

- с крутыми спусками и подъемами (60 км, 139 км, 242 км, 305 км, 655 км, 809 км, 1470 км, 1575 км); - с крутыми поворотами (41 км, 227 км, 482 км, 548 км, 1364 км, 1464 км, 1487 км); - с ограниченной видимостью (235 км, 346 км,483 км).

  • Дорога пересекает значительные реки: Томь (у г. Кемерово), Кию (у г. Мариинска), Чулым(у г. Ачинска), Енисей (у г. Красноярска), Кан (у г. Канска), Бирюсу (у г. Тайшета), Уду (у г. Нижне-Удинска),Оку (у г. Зимы), Ангару? и Иркут (у г. Иркутска).
  • Встречаются мосты грузоподъемностью 40 т — через р. Пойму(1167 км), Тулун (1464 км),

на 1478 км и 1517 км.

  • Остальные мосты на дороге имеют грузоподъемность 60 и более тонн.
  • Данные сервисного обслуживания
  • Пункты мед.помощи: 23, 36, 52, 57(3), 82, 158(12), 176(1), 199(7), 206(1), 226(5),

245(4), 382, 402(3), 427(4), 447(4), 481(3), 506(4), 543, 583, 645(3), 690(2), 713, 775(2), 798, 812(3), 845, 931(5), 1049(3), 1103, 1370, 1441, 1487(4), 1623(5), 1754(3), 1800(5), 1815, 1840(1).

  • Посты ГАИ: 56, 126, 245, 295, 653, 755, 808, 845, 931, 1049, 1372, 1626, 1811, 1834.Расстояния до объектов даны в км от начала дороги.

В скобках даны удаления объектов от магистрали в км.

  • Пункты питания расположены по трассе в среднем через 50-60 км.

Автодорога начинается в Новосибирске, выездом в северном направлении, на город Томск. Не заходя в Томск — для этого существует отдельный подъезд, также именуемый «М-53» — автодорога «Байкал» без особых проблем доходит до города Кемерово, центра Кемеровской области.

Далее дорога продолжается в сторону города Красноярска, проходя через города Мариинск Кемеровской области и Ачинск Красноярского края.

Участок Кемерово — Мариинск начинается серпантином среди мариинской тайги, затем дорога выравнивается, вторая половина проходит ровно и спокойно.

Участок Мариинск — Ачинск также утомительно-спокоен, что опять же требует постоянного внимания. Примерно посередине — пост ДПС «Боготол», комплекс кафе и мотелей. В Ачинске, помимо продолжения автодороги М-53 в сторону Красноярска, начинается автодорога в южном направлении — в Хакасию, выводящая на трассу М-54.

Участок Ачинск — Красноярск оживлённее предыдущих — чувствуется приближение большого города. От посёлка Козулька (районный центр) дорога расширяется, качество дорожного покрытия заметно улучшается. Недалеко от Красноярска на круговом перекрёстке первый поворот направо уходит в сторону трассы М-54 «Енисей» Красноярск — Кызыл. Следующий выезд с перекрёстка — на Красноярск.

Трасса М-53 проходит Красноярск по северному краю, и уходит дальше на восток в направлении Иркутска, где собственно и начинается раллийный участок федеральной трассы.

М55 Иркутск — Улан-Удэ — Чита

  • Краткий маршрут

0 км — Иркутск
110 км — Слюдянка
147 км — Байкальск
276 км — Бабушкин
447 км — Улан-Удэ
491 км — Тарбагатай (Бурятия)
652 км — Петровск-Забайкальский
794 км — Хилок
1113 км — Чита

  • Протяженность: 1113 км
  • Дорога проходит по территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.
  • На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7м (встречаются участки с цементобетонным

и щебеночным покрытием).

  • Климат по трассе резко-континентальный, с длительной холодной зимой(средняя температура января -24 С и коротким жарким летом (средняя температура июля +20 С).
  • Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:

- с крутыми спусками и подъемами (34 км, 40 км, 52 км, 55 км, 243 км, 670 км 1029 км, 1081 км); - с крутыми поворотами (15 км, 29 км, 41 км, 52 км, 105 км, 276 км, 347 км,498 км, 703 км); - с ограниченной видимостью (100 км, 400 км, 1055 км).

  • Дорога пересекает значительные реки: Селенгу (у г. Улан-Удэ), Хилок (у г. Хилок).
  • Мосты имеют грузоподъемность 60 и более т.
  • Данные сервисного обслуживания
  • Пункты мед.помощи: 19, 110, 146, 279, 362, 447, 559, 589, 604, 652, 670, 677, 904, 961.
  • Посты ГАИ: 10, 105, 372, 443, 556, 655, 794.

Расстояния до объектов даны в км от начала дороги.

  • Пункты питания расположены в среднем через 40-50 км.

Автодорога начинается в Иркутске, выездом в южном направлении. Вскоре появляется город Шелехов, и через некоторое время дорога серпантином начинает подниматься на Олхинское плато. На 95-м километре с высшей точки в хорошую погоду открывается вид на Байкал, дорога серпантином спускается вниз к посёлку Култук на берегу. Здесь же располагаются ряды копчёной рыбы и сувениров, неподалёку, чуть выше дороги — кафе со стеклянными стенами.

Техническая характеристика

  • Техническая категория — III, характеризуется сложным рельефом в плане дороги;
  • Ширина проезжей части — 7 м;
  • Ширина земляного полотна — 12 м;
  • Расчётная интенсивность движения — 3 000 автомобилей в сутки;
  • Расчётная скорость движения — 100 км/час;
  • Протяженность — 1 113 км;
  • Количество полос движения — две;
  • Тип покрытия — усовершенствованный облегчённый;

История

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии.» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады ((одсбр) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР) Вооружённых Сил СССР (ВС СССР) которые были размещены и приступили в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск — Чита в районах Забайкалья. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР. Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году на трёх участках:


Всего на дороге Иркутск — Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года).[2]

Было построено:

  • 103 капитальных моста;
  • 480 водопропускных труб;
  • 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги;
  • 8 автозаправочных станций (АЗС);
  • 3 автобусных вокзала (автовокзал);
  • 2 станции технического обслуживания (СТО) автомобилей и дорожных машин;[2]

По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД «Чита — Хабаровск» (М58).[2]

Работы по строительству и реконструкции АД «Иркутск — Чита» в основном были закончены в 1981 году.[2]

Особенности автодороги

  • 296 мостов.
  • Платных участков на автодороге нет, тоннелей нет[3].

Перспективы

  • В сентябре 2010 г. министр транспорта заявил, что в ближайшее время на ремонт федеральной трассы М53 Красноярск — Иркутск будут направлены основные средства, предназначенные на строительство и ремонт дорог. Запланированы работы по ликвидации грунтового разрыва. Будут пересмотрены планы по финансированию оставшегося участка северной объездной дороги вокруг Новосибирска. Северный обход позволит автотранспорту следовать с запада на восток, минуя Новосибирск, в сторону Томска, затем на Красноярский край, минуя Кемерово[4].

Интересные факты

Примечания

  1. Rutrassa.ru
  2. 1 2 3 4 5 6 История дорожных войск., Москва, Военное издательство, 1995 год, 432 стр.
  3. База данных дорог международной азиатской сети
  4. Сайт Газеты «Гудок». Трассе «Байкал» уделят особое внимание.

Литература

Ссылки

  • M51 M53 М55 в «Вольной энциклопедии» Антона Кротова
  • Автодорога М-51, М-53, М-55 «Байкал» на «Живых дорогах Сибири»